Асимметрия — это неравенство. Асимметрию во флористике называют еще и свободной расстановкой. Если элементы по обе стороны оси неодинаковы, то говорят об асимметричной расстановке. Она выглядит свободно и естественно.
Самый простой пример свободной расстановки — это отрезок, поделенный по правилу «золотого сечения». Два неодинаковых по величине отрезка могут находиться в гармоничном соотношении друг с другом. Флористы, как правило, собирают три группы, неодинаковые по величине. Различают главную группу, противоположную и соседнюю. Главная группа — самая большая, при асимметричной расстановке ее никогда не ставят в центре, а сдвигают вправо или влево, вперед или назад.
Противоположную группу, вторую по величине, ставят дальше от главной. Самая маленькая, соседняя, группа находится ближе к главной и поддерживает ее. Асимметричная расстановка должна быть оптически уравновешена. Если главная группа находится слева от геометрического центра, то противоположную группу ставят справа дальше от него — по принципу рычага. Чем меньше по сравнению с главной группой противоположная, тем дальше ее ставят. Соседнюю группу располагают слева от главной. При этом все три части должны соотноситься друг с другом. Примером правильного выбора высоты элементов в свободном группировании может быть такое соотношение:
главная группа — 8/8;
противоположная группа — 5/8;
соседняя группа — 3/8.
Флорист создает асимметричные работы не с помощью точных расчетов и правил, а интуитивно, стараясь придать работам естественный вид. Ведь асимметрия соответствует природе растительного материала и выглядит легко и подвижно. Асимметричную расстановку выполняют, когда нужно подчеркнуть радостный и веселый повод создания композиции. К ней часто обращаются при работе в форма-линейном и вегетативном стилях. Не следует забывать, что светлые и светящиеся краски усиливают выразительность асимметричных работ.